Алла Радченко — Добавьте в свою жизнь как можно больше красоты (интервью)

Гуляя по просторам интернета, копая золотой песок в мутной воде, можно иногда найти и что-то стоящее и интересное. Как например это интервью. Нашёл я его на сайте «Возраст счастья» (кликайте!) — http://theageofhappiness.com.

Меньше слов, приступим:

— Какие особенности человеческий мозг приобретает с возрастом? От чего зависит здоровье и острота ума?

Есть качества, без которых человеческий мозг не бывает острым, отточенным. В первую очередь это чувство юмора. Вообще считается, что высшее из возможных интеллектуальных переживаний — это чувство комического и чувство трагического. Далеко не каждый человек, развиваясь, совершенствует эти чувства.

Умение воспринимать тонкую иронию, сарказм, — это качества именно зрелого ума, над которыми стоит работать в течение жизни. Почему это так важно? Именно эти качества позволяют человеку быть самокритичным. А это свойство, в свою очередь, необходимо, чтобы успешно переходить из одной фазы личного развития в другую. Многие люди с возрастом склонны утрачивать способность критически воспринимать себя и окружающих — вот почему некоторые с годами превращаются в сварливых сутяг. Этого можно избежать, если в течение жизни развивать чувство юмора, читать сложные тексты, находиться в кругу людей, способных тонко пошутить. При соблюдении этих условий ум, как хорошее вино, с возрастом становится только лучше.

Важно позаботиться о мозге и с точки зрения общего здоровья. С возрастом повышается риск органических проблем просто потому, что организм естественным образом изнашивается. Важно помнить, что степень риска зависит не только от генетики и строения нейронов, но и от образа жизни, от того, насколько хорошо наш мозг снабжается кислородом и питательными веществами.

Отдельный важный аспект, который влияет на мозг человека — это наши особенности личности. Мы все разные. Структура личности во многом определяет, какими мы станем в будущем, отчего будем страдать, чему радоваться, что будет нас разрушать, а что совершенствовать. Ну и с возрастом черты характера, как правило, заостряются.

То есть, состояние нашего мозга в зрелости зависит от данных нам индивидуальных особенностей, и от того, как мы эти особенности эксплуатируем.

По опыту людей, которых я наблюдаю в течение долгого времени, могу сказать, что привычка в течение жизни оттачивать свой ум, с возрастом отражается и в манере человека выражать свои мысли, и в качестве дискуссии. Молодые люди, даже очень хорошо образованные, из-за недостатка жизненного опыта общаются готовыми формулами или клише, которые они где-то почерпнули. Человек, который сформулировал что-то на основании своего опыта, обладает большей силой убеждения, слушать беседу таких людей огромное удовольствие. Это совсем не то же самое, что сыпать идеями, взятыми из краткосрочных курсов или модных книг.

Немецкий экзистенциальный психолог, особенный человек — Виктор Франкл, выживший в концлагере, говорил: «смысл в жизни не может быть найден, он должен быть понят». Это очень важная фраза. Смысл нельзя найти во внешнем мире, его можно понять из глубины себя. Возраст тут играет существенную роль: хотя мы все разные, вещи, которые имеют отношение к смыслу, люди начинают по-настоящему понимать где-то к пятидесяти годам.

— Отличается ли с точки зрения работы мозга современный человек 50-60 лет от своих сверстников одно-два поколения назад?

Отличается, и очень сильно, но только если человек идет в ногу со временем. Наше время диктует потребность в более быстром усвоении информации. Количество данных, которые поступают в мозг, сейчас существенно больше. Раньше было принято приводить в качестве примера способность Юлия Цезаря заниматься несколькими делами одновременно. Этот пример больше не впечатляет: сегодня так живем мы все.

Клиповое сознание — это наша реальность. Ничего страшного в этом нет: в любом возрасте можно успешно перестроиться, и вникнуть в современный стиль подачи информации. Проблема в том, что наш мозг биологически не готов работать в таком режиме.

Помните, раньше во дворах сидели бабушки и обсуждали новости, мужчины неспешно играли в домино. То есть, время досуга посвящалось не поглощению информации, а ее медленной переработке. Сейчас коммуникативные паттерны изменились, и все время отдано потреблению информации. Если вы войдете в московское метро, то редко встретите человека, который просто стоит и думает. Все что-то делают в своих планшетах и телефонах, причем чаще всего это совершенно тупая деятельность: игры и прочая ненужная информация. Многие не отдают себе отчета, что и эту информацию мозг должен как-то переработать, а он с этим не справляется. Эволюционно мозг меняется очень медленно, к скоростной обработке такого объема данных он еще не готов. Одна из версий, почему в наше время стало больше, например, людей, страдающих болезнью Альцгеймера, — стресс информации. Люди физически не могут удерживать в голове то количество данных, которое необходимо.

— Что же делать? Можете ли вы посоветовать какие-либо средства психической/интеллектуальной гигиены в условиях избытка информации?

В первую очередь понимать, что информация информации рознь. Когда мы учим, например стихи, это благотворно влияет на мозг: в стихах есть ритм, эстетика, мысль. Но когда мы бездумно поглощаем из новостных каналов эмоциональную информацию или просто пытаемся усвоить то, что нам как будто бы «положено» знать в единицу времени — эта скорость может быть пагубной. Чтобы мозг оставался здоровым, важно сортировать информацию. Исключайте из поля своего внимания все, что не имеет лично для вас глубокого смысла, что для вас не интересно по-настоящему. Старайтесь избегать информации, которая входит в противоречие с вашей внутренней идеологией. Это зона очень высокого напряжения, от лишней информации надо в буквальном смысле изолироваться. Примите внутреннее решение: «Я с этим не контактирую, не являюсь пассивным поглотителем всего, что происходит снаружи».

Имеет значение не только количество перерабатываемой мозгом информации, но и наше отношение к ней. Когда мы подаем мозгу сигнал: «это важно для меня», мозг мобилизуется. Если вы даете мозгу понять, что эта информация случайная, лишняя, мозг и относится к ней соответственно. Нужно осмысленно отделять то, что вас волнует, от того что вы внутренне помечаете как несущественное.

Если совсем избежать нежелательной информации не получается, научитесь переключать свое внимание на что-нибудь другое. Один из работающих способов — дыхательные упражнения. Дыхание — жизненно важный паттерн, которые в стрессовой ситуации расстраивается первым. Я советую освоить дыхательные методики потому что лавина негативной, неприятной, лишней информации может обрушиться на любого человека. Сортируя информацию, делая осознанное усилие, мы становимся гораздо более зрелыми как личности. Это сложный процесс, требующий большой и постоянной работы.

Наконец, чтобы сохранить здоровье мозга, очень важно, чтобы в вашей жизни было как можно больше красоты. Есть такое понятие — объект эстетического отклика. Оно очень ярко представлено, например, в японской культуре: стоит одна ваза, и она вас воодушевляет своей формой, цветом, асимметрией. В нашей стране подобные объекты, к сожалению, были очень искажены дурновкусием, но сейчас, к счастью, появляются новые стандарты. Все-таки становится принятым ходить в музеи, на выставки, видеть красоту. Появилась возможность больше путешествовать. Информация такого рода имеет защищающий характер для мозга.

Если хотите помочь своему мозгу, развивайте созерцательность. Посвящайте время спокойному чтению хороших текстов. Текст этимологически восходит к слову «ткань», хороший текст — переплетение нитей. Мозг, который имеет дело с качественными, красивыми, умными, художественными текстами, с искусством, с красотой, «чинится», как бы подлечивается.

Алла Радченко, кандидат медицинских наук, доцент.

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.