Вчера был в своей деревеньке — покошенные и заброшенные дома, заросли во весь рост, аисты и комары. Людей совсем немного. Сидят по домам, глядят в окна. Но но всё, конечно же, так плохо. Да, коров нету, зато куры бегают с цыплятами, собаки лают, лягухи зеленеют и улиток всё больше и больше.
Молодёжь уехала. В город. Побольше, потом еще больше, еще больше. Москва или Питер — два основных направления. В Невеле закрылись училища, все едут вначале в Великие Луки. Там жизнь. Им так кажется. А мне немного иначе. Жизнь надо устраивать там, где ты сейчас находишься. Условия для этого всегда есть. Воздух, вода, земля. Ну и зелёные лягухи с улитками. Прожить можно.
В деревне озеро, река на окраине, старинный парк с пляжем. Заброшенный ныне, а еще лет 15 назад популярное место для отдыха: костерок, рыбалка, комары. Что еще нужно?
Умерла в деревне баба Яна. Та самая, которая водку продавала. Водка ничего была, только слабенькая. Можно было бутылку выпить и на танцы пойти в соседнее село. А по пути еще одну. И еще там. Перед дракой. А после драки еще и этой самой водкой промыть раны.
Умер Фляжка. Тот самый, который вырезал шахматные фигуры из дерева и трубки, курил саморощенный табак (или махорку) и у него на огороде стоял настоящий немецкий солдат. Чучело на верёвочке. Когда автобус на пригорке замедлял ход, солдат в шинели и каске поднимал руку — это Фляжка, тихо смеясь, тянул за верёвочку. В автобусе бабки крестились.
Умер художник, он же разводил пчёл и складывал нам печь. Печь несколько лет назад начала дымить, а починить некому. Картины его распроданы, пчёлы улетели.
От фермы, которая кормила всю деревню, уже и камня нет. Как и от конюшни. Железный бак, в котором мы устраивали штаб в детстве продали на металлолом. Доски, брёвна, скобы, гвозди пошли на ветхие сарайчики.
По дороге подросток рассекает на мотоцикле. В некоторых домах курится дым из труб. Топят бани. Знак остановки автобуса, который ходит три раза в неделю.
Летают маленькие комары. Жжужат и вьются насекомые.
По лбу течёт пот. Пыль. Жара. Солнце.
Мы собрали чёрную смородину и идём купаться. Хорошее место — деревня Сенютино.